Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:58 

"Манхолланд" Девида Линча.

martini-so-lidom-art
«Я сегодня впервые доволен снятым кадром, потому что он вмеру нелепый."
Об истории создания фильма ничего принципиально нового не скажу. Как известно, в 1999 г. телеканал АВС заказал пилот сериала МД, но когда "ответственные лица" посмотрели отснятый Линчем материал, проект зарубили. Пилот лег на полку и пролежал там два года. В 2001 г. европейские продюсеры предложили Линчу сделать киноверсию МД. Линч доснял несколько сцен, перемонтировал пилот, и получилось то, что получилось. Важно здесь то, как удалось этими дополнительными сценами объяснить все происходящее в пилоте, как удалось органично закончить только начинавшуюся историю. Говорю сразу - я не отклонюсь от наиболее распространенного в линч-сообществе объяснения, что большая часть фильма - сон Дайаны Сэлвин. Мой опус и есть подтверждение этой версии.-

Цитата из Линча: "Этот фильм собирался из многих кусочков, он путешествовал по моим мозгам своей странной дорогой. Он начался как пилотный выпуск сериала, но потом изменился. Но он смог измениться только благодаря притоку новых идей. Однажды вечером я сел, и ко мне начали приходить эти идеи. Это было самым захватывающим моментом работы. Открытый финал вдруг превратился в завершённый, все точки над "i" оказались расставлены. В первоначальной версии многое висело в воздухе, от каждой сюжетной линии тянулись ниточки в бесконечность. Все, что мы сделали раньше, пришлось переосмысливать в совершенно ином ключе..."


Речь идет о чрезвычайно простой идее - превратить пилот в тот самый пресловутый сон Дайаны, а доснятыми сценами объяснить, откуда этот сон взялся, и показать, что же происходит в реальности. Почти 80% экранного времени занимает сон. Сразу оговорюсь, не знаю, что вообще в нашей жизни реальней и правдивей, поэтому предпочел бы вместо слова "реальность" использовать сочетания "обыденная реальность" или "реальность повседневной жизни" - в противоположность "реальности сна". Слово "сон" меня тоже не вполне устраивает - непонятно, откуда он взялся, просто ли это "обычный" сон, какие и мы с вами видим, или следствие употребления Дайаной каких-то веществ или что-то еще, так что я бы предпочел называть его "измененным состоянием сознания" (ИСС) или на худой конец "иллюзией". Сам Линч говорит, что "это фильм об иллюзиях, грезах, наваждениях". [Плахов А. Бог Интуиции // Киносценарии, №6, 2001.]

Теперь по порядку. Дайана Сэлвин родом из маленького городка Дип Ривер, провинция Онтарио, Канада. Ее тетка (тетушка Рут) жила в Лос-Анджелесе и снималась в сериалах. После смерти тетки, Дайане достается немного денег. Дайана выигрывает конкурс танцев Джиттербаг, что открывает ей путь к артистической карьере, но путь оказывается, мягко говоря, извилистым. На съемках фильма "История Сильвии Норт" Дайана знакомится с Камиллой Роудс. Дайане очень хочется получить главную роль, но режиссер фильма Боб Брукер невысокого мнения о ее способностях, и роль получает Камилла, насколько заслуженно - гадаем. При этом Дайана и Камилла становятся подругами, а впоследствии и любовницами. Камилла помогает Дайане получить роли в некоторых фильмах с ее участием. И все бы хорошо, но Камилла начинает ходить на сторону, соперником Дайаны оказывается режиссер фильма, в котором снимаются обе девушки, - Адам Кешер. Камилла и Адам объявляют о своей помолвке. Жизнь Дайаны летит к чертям. Дайана заказывает убийство Камиллы. Камиллу убивают. Здесь бы и сказке конец, но приходит сладкое обволакивающее ИСС - сон, мечта, в котором все хорошо и замечательно, любовь, карьера, все живы и здоровы.

В своей иллюзии Дайана предстает в образе неискушенной провинциальной девушки Бетти Элмз, приехавшей покорять Голливуд. Ее тетушка жива и очень добра к Бетти - она разрешает пожить ей у себя в роскошной голливудской квартире и организует для Бетти прослушивание. Камилла превращается в девушку под вымышленным именем Рита - она попадает в автокатастрофу и не может о себе ничего вспомнить. Во сне стервозная Камилла теряет свои отрицательные черты и становится милой и пушистой. Бетти решает помочь Рите обрести себя. Заодно она покоряет Голливуд своим замечательным актерским талантом и успевает влюбить в себя Адама Кешера. Отношения Бетти и Риты - лучше некуда, они вновь в объятьях друг друга. Однако иллюзия не так сладка, как кажется, постепенно Дайана теряет контроль над своим сном, который оборачивается кошмаром. Пора просыпаться. "Реальность" озлобляет, как ни крути, и Дайана заканчивает эту "реальность" самоубийством, воссоединяясь с Камиллой на так называемых "небесах" над так называемым Городом Ангелов. Силенсио!

Это вкратце, а теперь по пунктам, отрезаем и склеиваем. (In order of appearance)

1. Танцы Джиттербаг.
Именно конкурс танцев Джиттербаг открыл Дайане путь в актрисы, куда этот путь завел – мы все хорошо видели. На фоне танцующих парочек радостная сэлвиновская мордашка, аплодисменты, виктори! Обратим особое внимание на стариков рядом с Дайаной (Айрин и «спутник Айрин» из сна – эпизод №11).



2. «Fall asleep to dream».
Крохотный 30-секундный эпизод, основной аргумент в пользу теории сна. Дайана укладывается на постель (это ее кровать, что видно в последующих эпизодах №37, №44, №49 – матрас, подушка, одеяло), прерывистое дыхание, вид глазами Дайаны – начало сна, начало фильма.

Об этих двух эпизодах официальная подсказка Линча №1: «Будьте особенно внимательны в начале фильма: минимум два ключа перед титрами».



3. Автокатастрофа… ужасное событие!
Проекция реальной поездки Дайаны на вечеринку Адама-Камиллы (эпизод №47.7). В машине едет Рита («Камилла» в реальности), машина останавливается на том же месте, что и в реальности, только Рита попадает не в руки любовницы, а в автокатастрофу... Подсказка Линча №4: «Автомобильная авария – ужасное событие, вы заметили, где оно произошло?» Отметим, что в реальности Дайана заказывает убийство Камиллы, здесь же Камиллу пытается убить кто-то другой – таким образом, Дайана снимает с себя ответственность.




4. Lost Rita.
Рите удается выжить – во сне Дайана исправляет содеянное в реальности. Рита выбирается из лимузина и бежит по ночному Лос-Анджелесу. Весь эпизод очень напоминает вечернюю прогулку Джеффри в «Синем Бархате». Рита засыпает в одном из садиков.



5. «We don't need the police!».
Два детектива, начинающие расследование автокатастрофы. Отражение реальности – эпизод №44, соседка сообщает Дайане, что ее снова разыскивали два детектива, скорее всего, по делу об убийстве Камиллы. Не могу не отметить, все полицейские Линча как клоны. Вспомните парочки из «Бархата» и «Шоссе». Сравните с этими.



6. До свидания, тетя Рут!
Тетя Рут отправляется на съемки в Канаду. Подсказка Линча №10: «Где тетя Рут?». Смысл в том, что в реальности тетка умерла, о чем говорит Дайана на вечеринке (эпизод №47.8), а здесь жива-живехонька. Фантазии Дайаны понятны: хоть тетка и жива (так уж и быть), но отправляется куда-подальше, а квартирку оставляет любимой племяннице. Рита пробирается в квартиру и снова засыпает.


7. «Уинкиз».
Проекция из реальности – эпизод №47.9, Дайана заказывает Камиллу, у стойки видит мужчину (Дэн), на которого во сне проецирует весь свой страх. Во сне Дэн рассказывает своему приятелю Хэрбу об ужасном сне (акцент на сне/реальности).




8. «Человек-Овца».
Эпизод о том, что происходит, когда сон оживает. За углом «Уинкиз» Дэн видит ужасного человека из своего сна и умирает от страха. Для его обозначения я неспроста использую параллель с персонажем Харуки Мураками из «Трилогии Крысы». Цитата из Мураками: «Иногда удается разглядеть особо странные создания – например, Человека-Овцу. Человек-Овца сам не хочет ничего сказать – он просто возникает перед тобой и все. Но он являет собой Послание, и тебе остается только принять это Послание как оно есть. Его необязательно как-то анализировать, достаточно просто принять. Некоторые при этом чувствуют себя крайне неуютно. А я спокойно принимаю Послание как оно есть, ибо оно – ключ к моему подсознанию». Не правда ли замечательная цитата? Как мне представляется, функция персонажа МД аналогична.

Вся эта история с Дэном, его сон во сне Дайаны, показывает насколько иллюзорна реальность, и насколько может быть реальна иллюзия. Мне представляется, что именно здесь в концентрированном виде показан весь МД.



9. Телефонные звонки.
Рита спит, а в это время ее разыскивают «власть имущие», возможно, именно те, кто пытался убить ее в пилоте и так и не снятом сериале. В фильме же Линч виртуозно выходит из этой петли следующей эпизодом:



10. Черный телефон под красным абажуром.
Это телефон Дайаны в ее квартире (ср. эпизод №47.5), и это реальность! У Дайаны звонит телефон, она в этот момент спит (находится в ИСС), реальность прорывается в сон. Подсказка Линча №2: «Обратите внимание на появления красного абажура».



читать дальше
15. Знакомство.
Как и в реальности Дайана, так и во сне Бетти говорит, что родом из Дип Ривер (эпизод №47.8). Обратим внимание на фразу: «And now I’m in this dream place! / А теперь я здесь в месте мечты!» Как известно, «dream» - это еще и «сон».



16. Рите плохо.
У нее кружится голова, она ложится поспать. Ее слова: «Мне нужно поспать… Все будет нормально, если я посплю. Мне нужно лечь и поспать». Примерно то же самое пытается проделать и Дайана в реальности, но у нее ничего не выходит, так же как и у Риты во сне – дрим не помогает.



17. Мафия бессмертна.
Мафия в лице братьев Кастильяни навязывает Адаму актрису на главную роль в фильме, который он снимает. Актрису зовут Камилла Роудс. Таким образом во сне отражается мнение Дайаны о том, как в реальности Камилла добилась успеха в кино. Подсказка Линча №8: «Только ли талант помог Камилле?». Во сне протеже Кастильяни выглядит как девушка, целующаяся с Камиллой в реальности, возможно, еще одна ее любовница (эпизод №47.8). Там же Дайана видела и Луиджи Кастильяни из сна.



18. Мистер Рок.
Президент продюсерской фирмы Рей докладывает мистеру Року о прошедших «переговорах». Я не склонен как-либо мистифицировать фигуру Рока, по моему мнению, он просто одна из шишек киноиндустрии. Очевидно, что в сериале он должен был играть не последнюю роль, но в фильме появляется всего два раза (в пилотной части) – естественно, ведь пилот должен заманить зрителя (Майкл Джей Андерсон – карлик из "Твин Пикса" – хорошая приманка).



19. Черная книжка.
Человек по имени Джо разговаривает с приятелем Эдом в его «офисе». Неожиданно (для Эда) Джо убивает его, а также убивает еще и толстую тетку за стенкой, парня-пылесосника и сам пылесос (тоже неожиданно для них всех). Все это ради черной книжки Эда. Отличная пародия на Тарантино. В реальности заказывая Камиллу этому самому Джо (эпизод №47.9), Дайана видит у него черную книжку. Во сне ее воображение рисует то, каким образом книжка попадает к Джо.



20. Разоблачение Риты.
Лежа на дорогущем кожаном диване, Бетти разговаривает по телефону с тетушкой Рут. Рассказывает про Риту, а тетка в недоумении – знать не знает, полицию! Рита вынуждена рассказать Бетти все, что произошло – она не знает, кто она на самом деле.



21. Деньги и синий ключ.
Бетти, в надежде узнать настоящее имя Риты, предлагает открыть ее сумку. В сумке девушки обнаруживают пачки стодолларовых банкнот (125 тысяч, как сказано в сценарии) и синий ключ странной формы. В реальности эти предметы напрямую связаны с убийством Камиллы: деньгами Дайана оплачивает услуги киллера, а тот передает ей синий ключ, как знак того, что задание выполнено (эпизод №47.9). Во сне Дайана отдает все это Рите/Камилле – своей жертве, вытесняя из сознания символы содеянного. Во сне ключ имеет другую форму, но его символическое значение сохраняется. Рита пугается ключа – еще бы, ведь это знак ее смерти.



22. Джо в поисках Риты.
Убив Эда и заполучив его книжку, Джо вместе с приятелем (Билли) разыскивает Риту - «Брюнетка, возможно, немного помятая?». Можно предположить, что Джо работает на людей, пытавшихся убить Риту. В теории сна это выглядит вполне правдоподобным – ведь в реальности именно Джо убивает Камиллу. Очевидна связь с эпизодом №9 – телефонные розыски Риты. В сценарии пилота это еще яснее – эпизоды идут один за другим.



23. В путь!
Бетти и Рита решают выяснить, кто же Рита на самом деле. Рита вспоминает, что ехала на Малхолланд Драйв. Бетти предполагает, что, возможно, именно там произошла авария.




24. «Then we'll shut everything down!».
После неудачно проведенных «переговоров» Адам отправляется домой. Его секретарша Синтия по телефону сообщает, что всех уволили и закрыли съемочную площадку. В реальности Адам отнял у Дайаны Камиллу. Во сне он жестоко за это наказан.



25. Муж возвращается домой.
Приехав домой, Адам застает свою жену Лорейн в постели с чистильщиком бассейнов Джинни Клином. Пытаясь нагадить жене, Адам гадит в ее драгоценности (краской), в итоге получает «по лицу» Клином и вышвыривается из дома. В реальности Адам уводит у Дайаны Камиллу, во сне чистильщик бассейнов уводит жену у Адама – воображение Дайаны сполна наказывает соперника, разрушая и его семью, и его карьеру.



26. Вспомнила!
Бетти и Рита прячут деньги и ключ в шляпной коробке тетки (от моли?) и скрепляют свой союз рукопожатием! Затем, «как в фильмах», Бетти анонимно звонит в полицию и узнает, что на Малхолланд Драйв действительно произошла авария. «Подружки» заходят в «Уинкиз», чтобы выпить кофе и посмотреть, нет ли чего об автокатастрофе в сегодняшней газете. Кофе им наливает очень похожая на реальную Дайану официантка (в реальности ее зовут Бетти, именно ее имя берет Дайана во сне – эпизод №47.9). Зовут ее тоже, как ни странно, Дайана. Из глубин воспаленного мозга Риты всплывает имя – Дайана Сэлвин, может быть, это мое имя! Найдя в справочнике телефон, девушки звонят Дайане и слышат автоответчик – Рита: «это не мой голос, но он мне знаком!». Все решено – надо ехать!



27. Клина «клином» вышибают.
Один из верзил Кастильяни приезжает в дом Адама, где его не совсем дружелюбно встречают Лорейн и Джинни Клин. В результате оба оказываются на полу, поверженные мощными кулаками. Философия воздаяния в миниатюре и опять-таки пародия на Тарантино (обратите внимание на сопровождающую все это музыку – песня «Bring It On Home»).



28. Адам на дне.
После сцены с женой, Адам перебирается в отель в центре города. Управляющий сообщает Адаму, что его счет в банке аннулирован. Адам связывается с Синтией, та подтверждает всю информацию и говорит, что с Адамом хочет встретиться некто Ковбой.



29. Луиза Боннер.
Бетти и Рита собираются отправиться по адресу Дайаны Сэлвин, изучают карту. Раздается стук в дверь. На пороге практически смерть – перебравшая Луиза Боннер. Она говорит, что происходит что-то нехорошее, кто-то в беде, а Бетти – никакая не племянница Рут. Ситуацию спасает Коко, принесшая Бетти текст для завтрашнего прослушивания, она успокаивает Луизу. Эту сцену сна можно рассматривать как предупреждение Дайане – ситуация выходит из-под контроля, и ее фантазии развиваются в опасном направлении. Рита напугана.



30. Ковбой.
Адам встречается с Ковбоем и заключает сделку – на пересмотре актрис он выберет протеже Кастильяни Камиллу Роудс и сможет вернуть обратно и свою работу, и деньги в банке. Своего рода сделка с дьяволом – примерно так же Купер в ТП соглашается отдать душу Эрлу, чтобы спасти Энни, однако как мельчают люди в Голливуде!


читать дальше

URL
Комментарии
2007-06-19 в 20:09 

Странный фильм. Я не знаю ни одного человека, кот. бы понял его. Но в то же время оторваться сложно.
А эта песня "Джёрандо" той акртрисы в моем плеере уже неск. лет)
Ничего схожего я пока не видел.
Но вот сон там показан несколько неразумно, мне кажется
Во сне слишком много пробелов, а в МД он слишком уж реальность напоминает.Мне кажется сцены сна следовало чу-чуть размыть, и сдеать меньше деталей интерьеров.

2007-06-20 в 20:07 

martini-so-lidom-art
«Я сегодня впервые доволен снятым кадром, потому что он вмеру нелепый."
just yan , в фильме всё понятно - Камилла отобрала жизнь у Дайаны.

URL
2007-06-22 в 00:07 

martini-so-lidom-art, он снят неслишком ясно, для многих людей. Многие только со второго раза "втыкают" в него.

2007-06-22 в 18:52 

martini-so-lidom-art
«Я сегодня впервые доволен снятым кадром, потому что он вмеру нелепый."
just yan , каждый понимает по -своему. Моя подруга очень любит этого режиссёра и смотрит его кино. ей интересно знать, какой он человек. Но чтобы понять его кино. надо быть похожим на него самого- внутри (мысли, душа, мир). Я поняла кино по-своему. И каждый в меру своей готовности понять - понимает!!!

URL
   

martini-so-lidom-cinema!!! Авторский кинематограф!!!

главная